Социальная отсрочка от армии

Отсрочка от призыва граждан на военную службу по семейным обстоятельствам предоставляется гражданам:

  • занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
  •  являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  •  имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
  • имеющим двух и более детей;
  • имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
  • имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.


Комментарии
Законодатель однозначно определил круг лиц, нуждаемость в постоянном уходе которых, повлечет для призывника приобретение права на отсрочку: отец, мать, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, усыновитель. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Нуждаемость в постоянном уходе (помощи, надзоре) и признание инвалидом должно подтверждаться заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу.

Согласно ст.ст. 7 и 8 Федерального законасоциальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563) медико-социальная экспертиза заключается в определении в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы утверждено постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 (СЗ РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4127).

Медико-социальная экспертиза должна проводиться по месту жительства призывника, т.е. согласно ст. 20 ГК РФ по месту, где он постоянно или преимущественно проживает. Исходя из смысла этой нормы, призывник и его близкий родственник, которому требуется уход, не обязательно должны проживать в одном жилом помещении или даже в одном населенном пункте. На практике возникают вопросы с толкованием понятия отсутствия других лиц, обязанных по закону содержать указанных ранее граждан. Может ли, например, призывник, проживающий в г.Москве и занятый уходом за престарелыми родителями, получить отсрочку от призыва, если у него есть старшая сестра, проживающая с мужем и детьми в другом городе, например в Норильске? На первый взгляд, представляется, что в таких ситуациях необходимо исходить из того, имеют ли лица, обязанные по закону содержать вышеуказанных граждан, реальную возможность осуществлять уход за своими родственниками. Однако в соответствии с СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Совместное проживание роли здесь не играет. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Поэтому при наличии у родителей призывника других детей он не может быть освобожден от армии, даже если его братья или сестры не могут самостоятельно осуществлять уход за родителями.

Существует еще несколько принципиальных моментов, которые необходимо учитывать при толковании комментируемой нормы: при определении состояния на иждивении следует исходить из того, что указанные нетрудоспособные лица находятся на постоянном содержании призывника или получают от него помощь, которая для них является постоянным или основным источником к существованию; под полным государственным содержанием подразумевается содержание членов семьи в государственных учреждениях, таких, как дома для престарелых, дома для инвалидов, детские дома, интернаты, специальные лечебные учреждения, а также обучение в военных училищах, в том числе суворовских и нахимовских.

 

Отсрочка от призыва на военную службу по уходу за двумя и более детьми (комментарий)
Гражданин не подлежит призыву при наличии двух и более детей. При этом не важно, от одной матери его дети или от разных, а также его это ребенок или он усыновил ребенка своей жены. Главное - он должен доказать факт отцовства или усыновления (удочерения).

Происхождение детей от конкретных лиц должно быть удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является регистрация рождения ребенка в органах загса. Только в этом случае происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.